Костюмы в фильме «Леопард»
Пьеро Този создал костюмы для «Леопарда» (1963) Лучино Висконти: анализ дневных и вечерних нарядов, исторического контекста 1860-х, материалов и влияния на восприятие моды Рисорджименто в кино.
Реконструкция моды 1860-х годов и её социальное значение
В истории кинематографа костюм часто выступает не просто как визуальный элемент, а как средство передачи социальных трансформаций, культурных норм и исторического контекста. Фильм Лучино Висконти «Леопард» (1963), адаптация романа Джузеппе Томази ди Лампедуза (1958), представляет собой яркий пример такого подхода. Картина, рассказывающая о закате сицилийской аристократии во время Рисорджименто — периода объединения Италии в 1860-е годы, — использует костюмы для иллюстрации классовых изменений. Художник по костюмам Пьеро Този реконструировал моду середины XIX века, подчёркивая контраст между повседневной одеждой и вечерними нарядами. В этой статье мы проанализируем ключевые элементы костюмов из вступительной сцены и сцены бала, их исторический контекст и роль в нарративе, опираясь на принципы визуальной антропологии и истории моды. Это позволит понять, как кинематограф использует одежду для интерпретации социального упадка аристократии, делая его доступным для современной аудитории.
Значимость фильма в контексте истории моды заключается в том, что он не просто воспроизводит одежду эпохи, а использует её для подчёркивания социальной динамики Рисорджименто, когда средний класс восставал против аристократии. С бюджетом, эквивалентным современным 100 миллионам долларов, картина собрала аудиторию в 4 миллиона зрителей в Италии и получила признание, включая номинации на премии. Работа Този подчёркивает аутентичность, основанную на источниках вроде журналов «Годэ Леди Бук» (1861), и показывает, как мода отражала гендерные роли и классовые различия в 1860-е годы.
Исторический контекст: мода 1860-х годов в Европе
Женская мода: от кринолина к вечерним платьям
Для женщин преобладающим силуэтом 1860-х годов был узкий корсет через талию с полной, округлой юбкой. Эта форма, напоминающая колокол, поддерживалась клеточными кринолинами, которые заменили слои нижних юбок для сохранения объёма юбки. Подчёркивался особый стиль одежды для разных видов деятельности: прогулочное платье, платье для экипажа и платье для променада. Дневная мода предполагала длинные рукава, которые могли быть узкими через руки или сконструированными с более объёмными, пагодообразными рукавами. Корсажи имели высокие вырезы с кнопками по центру спереди и скошенные плечи.
Мода 1860-х годов часто включала мужские элементы, особенно заметные в корсажах периода, заимствующих военные мотивы. Кружево использовалось для деталей вроде воротников и манжет. К 1860-м годам изобретение анилиновых красителей позволило красить платья в гораздо более широкий диапазон цветов, позволяя яркие, насыщенные оттенки. Для дневных тканей использовались хлопок, шерсть и даже шёлк. Социальные правила требовали, чтобы женщины покрывали головы шляпами или другими шляпами на улице, что также служило защитой от солнца.
Обнажённые плечи были типичны для вечерних платьев 1860-х годов, с корсажами с широкими вырезами и короткими рукавами. Объём в юбках оставался полным и подчёркивал узкую талию. В некоторых случаях платья могли трансформироваться из дневного в вечернее, используя ту же юбку и просто меняя корсаж. Вечерние платья периода часто делались из роскошных материалов, напоминающих эпоху рококо. Это иллюстрирует групповой портрет Франца Ксавьера Винтерхальтера 1855 года «Императрица Евгения окружённая своими дамами в ожидании», в котором все женщины одеты в роскошные вечерние платья с характерными полными юбками и открытыми плечами.
Один сохранившийся пример сделан из похожих материалов, как одежда на картине, вроде шелковой тафты, атласа, тюля и других украшений. Веера часто были необходимыми аксессуарами на балах, когда танцоры перегревались. Вечерняя одежда не требовала шляпы внутри, но волосы носили зачёсанными назад, разделёнными по центру до затылка и с петлями или локонами, покрывающими уши. Украшения для вечерней одежды могли быть цветочными венками, страусиными перьями или другими декорациями.
Мужская мода: от фрака к трехчастному костюму
К 1860-м годам мода установила трехчастный костюм как стандартный наряд для мужчин. Поскольку все классы надевали пальто, жилеты и брюки с галстуками или галстуками-шарфами. Неформальные пальто могли быть фраком длиной до колен, или новым sack coat, предшественником сегодняшнего пиджака, который был короче кроен для плоской спины. 1860-е годы видели пристрастие к однобортным и полуприталенным жакетам и пальто. Формальные пальто состояли из фалд и были кроены для подчёркивания высокой, узкой талии. Жилеты, с воротниками или без, позволяли некоторый цвет и творчество в дневном ансамбле мужчины, поскольку он был виден, когда мужчина носил пальто открытым, но это было дозволено только днём.
В формальной одежде вечерний фрак, всегда чёрный, сочетался с брюками того же цвета и материала, что и жакет, вместе с белым жилетом. Шляпы были необходимым аксессуаром для любого хорошо одетого мужчины, особенно цилиндры, но носились только на улице. Волосы носили натуральными, отказавшись от париков предыдущего века. Более длинные бакенбарды сочетались с опущенными усами и, в некоторых случаях, полной бородой.
Групповой портрет Джеймса Тиссота 1868 года иллюстрирует мужскую моду десятилетия так же, как картина Винтерхальтера — женскую. Были различные разные крои жакетов и пальто, но по сути трехчастный костюм был codified standard для мужчин XIX века.
О дизайне костюмов
В фильме большое количество персонажей, или хотя бы статистов, что позволяет зрителям оценить разнообразие костюмов. Две анализируемые сцены предоставляют зрителям крупные планы и виды в полный рост костюмов, одна происходящая днём, а другая на формальном балу.
Дневная сцена
Десятиминутная вступительная сцена показывает принца и его семью, молящихся внутри их большого дома, и устанавливает семью как благочестивую и аристократическую. Вместе с женой и семью детьми присутствуют горничные, иезуитский священник и ряд других людей. Камера панорамирует по группе, все стоят на коленях. Мы видим все фигуры одетыми в тёмные цвета. Камера приближает жену принца, которая одета в длинное рукавное чёрное платье и кружевной головной убор. Её платье имеет высокий вырез и кнопки по центру спереди. Рядом стоят на коленях два мужчины, оба в тёмных костюмах, один в сером жилете, а другой в чёрном. Их костюмы могли быть сделаны из шерсти. Мы получаем взгляд на самого принца, который в похожем чёрном жакете и жилете, стоя на коленях рядом со священником, одетым в то, что выглядит как сутана.
Прерывание в действии истории заставляет принца встать, позволяя аудитории увидеть его полный костюм, включая серые брюки, контрастирующие с его чёрным пальто. Среди толпы мы теперь можем увидеть горничную в униформе, носящую чёрное длинное рукавное платье с высоким вырезом с белым фартуком, старую женщину, носящую типичное дневное платье с шалью, и больше молодых мужчин в трехчастных костюмах, обычно в тёмных нейтральных тонах и контрастном жилете.
Есть кадр принца, сидящего с семьёй вокруг него, что позволяет нам увидеть костюм его жены и детей. На переднем плане мы видим его дочь Кончетту, которая в длинном рукавном платье с высоким вырезом, которое кнопками по центру спереди и имеет то, что выглядит как чёрные плетёные детали. Юбка полная и круглая. Её сестры носят похожие платья в различных разных нейтральных тонах, сделанных из тяжёлых на вид тканей, но с плетёными деталями, видимыми у подола юбок.
Рукава и воротники — чисто-белые против тёмных цветов платьев. Сыновья принца в своих тусклых цветных костюмах, один чёрный и один коричневый, с накрахмаленными белыми рубашками и галстуками. Общий настрой всех их появлений — тяжёлый и величественный. Последний взгляд на сцену — жена принца, падающая в обморок на кушетке в сильно украшенной комнате, что позволяет нам увидеть задние виды платьев её дочерей, которые не имеют дополнительных украшений.
Вечерняя сцена
Фильм кульминирует в сцене бала, которая длится примерно 50 минут. Огромная толпа людей собралась для празднования, одетая в свои лучшие наряды. Это позволяет зрителям увидеть множество вариаций вечерней моды 1860-х годов. Женщины в пышных юбках, обнажённых плечах, коротких рукавах и с веерами в руках. Мужчины в чёрных фраках с белыми жилетами и галстуками. Сцена начинается с прибытия гостей, что даёт возможность увидеть полные силуэты.
Женщины в вечерних платьях с широкими вырезами, обнажающими плечи, и короткими рукавами. Юбки полные, поддерживаемые кринолинами, с акцентом на узкую талию. Материалы — роскошные, напоминающие рококо: шелковая тафта, атлас, тюль. Украшения — цветочные венки, страусиные перья. Мужчины в фраках, белых жилетах, брюках, соответствующих жакету. Шляпы не носились внутри.
Костюмы главных персонажей
Принц Салина (Берт Ланкастер) — в дневной сцене в чёрном жакете, жилете, серых брюках. Вечером — формальный фрак, белый жилет.
Танкреди Фальконери (Ален Делон) — племянник, в военной униформе, затем вечерний фрак.
Анжелика Седара (Клаудия Кардинале) — в платье для бала с обнажёнными плечами, полная юбка, украшения.
Наследие фильма и костюмов Този
Пьеро Този — номинирован на «Оскар» за костюмы. Фильм — классика, влияющая на восприятие моды 1860-х годов.
Заключение: мода как отражение социальных изменений
«Леопард» показывает, как костюм отражает упадок аристократии. Работа Пьеро Този балансирует аутентичность и драму. В перспективе — анализ через цифровые методы для понимания моды как социального кода.
Понравилось?
0
0
0
0
0
0
wow
0