Художник по костюмам

Художник по костюмам разрабатывает наряды для персонажей в кино, театре и на телевидении, сотрудничая с режиссером и другими специалистами.

Мар 15, 2025 - 03:43
Художник по костюмам
Художник по костюмам

Художник по костюмам — это человек, который разрабатывает костюмы для фильмов, театральных постановок или телевизионных шоу. Роль художника по костюмам заключается в создании нарядов или костюмов для персонажей и гармонизации сцен с помощью текстуры и цвета. Художник по костюмам работает вместе с режиссером, сценографом, художником по свету, звукорежиссером и другими членами творческой команды. Он также может сотрудничать с парикмахером, мастером по парикам или визажистом. В европейском театре роль несколько иная, так как театральный дизайнер обычно разрабатывает как костюмы, так и сценические элементы.

Дизайнеры, как правило, стремятся усилить характер персонажа и создать развивающийся сюжет цвета, изменения социального статуса или эпохи через визуальный дизайн одежды и аксессуаров. Они могут искажать или усиливать тело в рамках видения режиссера. Дизайнер должен убедиться, что костюмы позволяют актеру двигаться так, как требует роль, не повреждая одежду. Костюмы должны быть прочными и стираемыми, особенно для спектаклей с длительным показом или фильмов, съемки которых могут растянуться на несколько недель. Дизайнер должен консультироваться не только с режиссером, но и с художниками по сценографии и свету, чтобы все элементы общего дизайна постановки работали вместе. Дизайнер должен обладать сильными художественными способностями и глубокими знаниями в области разработки выкроек, драпировки, черчения, текстиля и истории моды. Он должен понимать исторический костюм и стиль движения и осанку, которые может потребовать одежда определенной эпохи.

История

В конце XIX века в США менеджеры компаний обычно выбирали костюмы для шоу. Многие из них брались напрокат, и лишь некоторые были специально разработаны. Хотя дизайнеры в других театральных дисциплинах были признаны, лишь немногие специализировались на костюмах. Среди них были Каролина Сидл, К. Вильгельм, Перси Андерсон и миссис Джон Александер. Иногда они даже получали упоминание на титульной странице программки, а не в конце.

В XX веке такие кинодизайнеры костюмов, как Эдит Хед и Эдриан, стали широко известны. Эдит Хед (урожденная Эдит Клэр Позенер) выиграла восемь премий «Оскар» за лучший дизайн костюмов между 1949 и 1973 годами. Позже те, кто работал на телевидении, такие как Нолан Миллер («Династия»), Джени Брайант («Безумцы») и Патриция Филд («Секс в большом городе»), стали более заметными, некоторые из них стали авторами и создали собственные линии одежды и украшений.

Типы художников по костюмам

Профессиональные художники по костюмам обычно делятся на три типа: фрилансеры, резиденты и академические.

  • Фрилансеры нанимаются для конкретной постановки кино-, театральной, танцевальной или оперной компанией. Фрилансеры обычно получают оплату в три этапа: при найме, при сдаче окончательных эскизов и в день премьеры. Они не обязаны работать исключительно над одним проектом и могут разрабатывать костюмы для нескольких постановок, нанятых конкретной театральной, танцевальной или оперной компанией на определенный срок. Это может быть короткий контракт на летний сезон или на несколько лет.
  • Резидент постоянно находится в театре, работая с костюмерной мастерской и другими коллегами. Контракт резидента может ограничивать количество фриланс-проектов, которые он может принять. Резиденты, как правило, более устоявшиеся профессионалы, но это не всегда так.
  • Академический дизайнер занимает профессорскую должность в учебном заведении. Основная роль — преподавание, но он также может выполнять функции резидента в разной степени. Обычно они свободны в выборе фриланс-проектов, если позволяет график. В прошлом профессорами костюмного дизайна часто становились опытные специалисты, которые могли не иметь формального послевузовского образования, но сейчас все чаще требуется наличие как минимум степени магистра изящных искусств для преподавания.

Оба резидента и академические дизайнеры обычно также выполняют функции мастера или мастерицы костюмерной мастерской на месте, помимо разработки костюмов для постановок. В резидентском театре почти всегда есть штат швей, драпировщиков, кройщиков и мастеров по ремеслам. В академической среде «штат» обычно составляют студенты, которые учатся костюмному дизайну и конструированию. Большинство университетов требуют, чтобы студенты, изучающие дизайн костюмов, работали определенное количество часов в мастерской в рамках учебной программы.