Разбор одежды Терминатора 1

"Терминатор" (The Terminator) - научно-фантастический боевик, снятый режиссёром Джеймсом Кэмероном. Съемки фильма проходили с марта по июль 1983 года в Лос-Анджелесе и окрестностях. 

декабрь 3, 2024 - 00:37
декабрь 5, 2024 - 06:45
Разбор одежды Терминатора 1
Разбор одежды Терминатора 1

Терминатор 1

В главных ролях снялись Арнольд Шварценеггер (Терминатор), Линда Хэмилтон (Сара Коннор) и Майкл Бин (Кайл Риз).   

Фильм рассказывает историю о киборге-убийце, отправленном из будущего в 1984 год, чтобы убить Сару Коннор, чей сын станет лидером сопротивления против машин. Человеческий солдат Кайл Риз также прибывает из будущего, чтобы защитить Сару. 

Терминатор – киборг-убийца T-800, созданный компанией Cyberdyne Systems для истребления людей в будущем.  Он обладает сверхчеловеческой силой, выносливостью и нечувствительностью к боли. Терминатор способен быстро обучаться и адаптироваться к новым ситуациям. 
Когда Терминатор прибывает в мрачные переулки Лос-Анджелеса 1984 года, он кажется голым. Но это обманчиво. Под его кажущейся обнаженностью скрывается изощренный "костюм" – слой синтетической кожи и волос, тщательно созданный для маскировки его металлического эндоскелета.  Этот "костюм" – не просто вопрос эстетики; это ключевой инструмент инфильтрации, позволяющий ему слиться с людским полотном и передвигаться по обществу незамеченным. 

Одежда Терминатора T-800

Как известно, одежда часто служит социальным индикатором, транслируя нашу идентичность и принадлежность к миру. Терминатор, имитируя человеческую одежду, пытается стереть свою чуждость.  Это жуткое напоминание о том, как одежда может быть использована для обмана и манипуляции. 

На протяжении фильма Терминатор меняет свою одежду дважды. Эти выборы, возможно, случайны, но они глубоко символичны, отражая главные темы фильма: 

  Погружаясь в мир "Терминатора", мы сталкиваемся с ключевым вопросом: почему машина убийства носит одежду? Ответ кроется в хитроумном замысле создателей фильма.  

В сущности, для машины, предназначенной для выполнения смертельных миссий, одежда – излишек. Однако в контексте временной петли, в которую попадает Терминатор, она становится неотъемлемой частью его маскировки. Выбор художника по костюмам – военная форма – выглядит логичным и глубоко символичным. Ведь армия, подобно Терминатору, предназначена для массовых убийств. Эта одежда, пропитанная духом войны и насилия, подчеркивает истинную природу машины. 

Но военная форма в обычной жизни вызывала бы подозрения. Именно здесь проявилось мастерство художника по костюмам. Он сделал выбор в пользу одежды, которая была военного происхождения, но адаптированной для повседневной носки. Эта одежда, перейдя из сферы чисто функциональной в сферу символическую, приобретала новую, более глубокую смысловую нагрузку.

В этой связи встреча Терминатора с культурой панков приобретает особую значимость. В 1984 году панк-движение было широко известно в мире, своим бурным протестом против устоев общества. Панки, подобно восставшим машинам, стремились разрушить существующую систему. Одеваясь в панк-стиль, Терминатор приобретает дополнительный слой смысла. 

Он становится воплощением непокорности и разрушения, вызывая у зрителей чувство неприятия и страха. Создается четкая ассоциация: "неформал, панк, противник системы - твой враг". Таким образом, одежда Терминатора играет роль мощного инструмента манипуляции сознанием, формируя лояльность к существующей системе и дискредитируя тех, кто ее оспаривает. 

Важным элементом этой картины становится противопоставление. С одной стороны – Терминатор в своей "антисистемной" одежде, преследующий женщину и ребенка. С другой – мужчина в классическом плаще, защищающий невинных. Этот контраст усиливает впечатление о "хороших" и "плохих", закрепляя стереотипы и упрощая восприятие мира. 

В итоге, одежда Терминатора – это не просто элемент декора, а мощный инструмент, который помогает создателям фильма донести свою идею. Она становится символом войны, насилия и непринятия, формируя у зрителей определенные установки и убеждения.

Детали одежды Терминатора

В первый раз, когда мы видим Терминатора одетым, он носит одежду, взятую у одного из трех панков, которых машина убивает после прибытия в наши дни: черная футболка с узорами, брюки карго, кожаные ботинки-чопперы Durango и полевая куртка M-65. 

Куртка M-65

M-65 была разработана для субтропического Вьетнама, где американские войска вели унизительную войну, в которой было бессмысленно оборвано более миллиона жизней.  Позиционируемая как «полевая куртка для холодной погоды», она приобрела свой культовый оливковый серый цвет OG-107. 

Военные стили долгое время оказывали сильное влияние на популярную моду, но оставшиеся предметы, доступные по дешевке в магазинах военных излишков, позволяли использовать части настоящей униформы в качестве контркультурного политического заявления.  

Магазины военных излишков впервые появились как побочный эффект промышленного массового производства униформы – один из первых, основанный шотландским иммигрантом Фрэнсисом Баннерманом, открылся в 1872 году и торговал излишками со времен Гражданской войны в США. После войны в Корее британское движение модов приняло на вооружение парку M-51 с рыбьим хвостом, которая производилась в огромных количествах для американских солдат. В 1964 году в Лондоне открылся магазин I Was Lord Kitchener's Valet — бутик, который продавал военную форму специально как контркультурную форменную одежду.

Мод, от слова модернист, — субкультура, которая зародилась в Лондоне в конце 1950-х годов и распространилась по всей Великобритании, в конечном итоге оказав влияние на моду и тенденции в других странах. Она продолжается и сегодня, но в меньших масштабах. 

Представители контркультуры не просто носили военные вещи, они переделывали их и украшали модными на момент съемок фильма элементами. В 80-е года набирала популярность тяжелая музыка, символами которой бли кожа и клепки. Этими элементами декорирована куртка Терминатора. Примечатльной деталью является большая цепь в виде аксельбанта. Цепь является одним из любимых аксессуаров поклонников тяжелой музыкой, называемой металлом. Состоящий из металла Терминатор имел прямую связь с этим элементом индустриальной промышленности и материалом.

Брюки Терминатора

Костюм Терминатора дополняют брюки карго и кожаные ботинки чопперы. Брюки карго, как следует из их названия (с английского «cargo» - груз), были изначально разработаны для военных в 1930-х годах.  Идея заключалась в создании удобной и функциональной униформы. В качестве основы взяли лыжные брюки, добавив к ним множество карманов, в которых солдаты хранили множество разных вещей.

Не стоит ожидать от костюма Терминатора каких-то революционных дизайнерских решений.  Первый фильм был создан с ограниченным бюджетом, что накладывало серьезные ограничения на работу художника по костюмам. В таких проектах, как правило, приходится искать компромиссы и использовать то, что доступно.  

Заинтересованность художника, его опыт и загруженность также играют важную роль.  Бывает, что актёры вмешиваются в процесс, предлагая свои варианты одежды, и настаивают на своем мнении, используя свою популярность как рычаг давления. Вполне возможно, что именно таким образом появились брюки карго, заправленные в ботинки чопперы – деталь, которая выглядит, мягко говоря, странно. 

Ботинки Терминатора

На ногах у Терминатора ботинки, с вероятностью в 99.9% являющиеся моделью Durango DB510 от одноименной компании.

Узнать модель было не сложно, так как я сам предпочитаю такую обувь для езды на мотоцикле. Этот вид обуви популярен среди байкеров, которые исторически связаны с ветеранами войны.  

Движение байкеров возникло в послевоенные годы благодаря ветеранам, которые искали способ применить навыки и дух товарищества, выработанные на войне. Байкеры стали символом свободы и непокорности, а мотосообщество – заменителем фронтовой семьи.

Исторические корни грубых ботинок Терминатора лежат в так называемой "вестерн обуви",  практичной и прочной обуви ковбоев, покорителей Дикого Запада.  Ковбои, подобно Терминатору, были символом разрушительной силы, несущейся по старой системе – индейской жизни.

Они убивали, разрушали поселения и вынуждали коренных американцев ютиться в резервациях.  

Терминатор – это тот же представитель новой цивилизации, использующий те же методы, что и ковбои. И здесь происходит то, что обычно называют "главное в расследовании не выйти на самих себя". Американцы демонстрируют страх прихода людей, которые используют их же методы колонизации: убить всех и захватить все.

Интересной деталью этой композиции одежды (М65, брики карго, чопперы) является заправка брюк в сапоги.  Этот элемент выглядит крайне нелепым и был исправлен художниками в следующей серии "Терминатора".  

Заправленные в такой обуви брюки делают вид нелепым, в контексте образа крутого киборга-убийцы. Эта деталь подчеркивает, что даже создатели фильма не всегда могли избежать логических просчетов в создании образа, что исправил художник по костюмам в следующей серии фильма. Более подробно об этом мы расскажем в нашей новой статье, посвященной одежде Терминатора 2

Одежда Сары Коннор

В первой части "Терминатора" костюмы героев, из-за скромного бюджета фильма, скорее покупались, чем создавались. Это, впрочем, не было критично: действие происходило в 80-е годы, а значит, герои могли носить одежду, актуальную для того времени. Главная героиня Сара Коннор предстаёт перед нами с типичной для эпохи причёской – лёгкой химической завивкой, одета в пастельные тона и неизменные подплечники.  

На работе мы видим её в модной в 80-е бирюзовой ветровке с ультрамодными тогда пуговицами-кнопками. Ветровка со свободным воротником стойкой, рукавом "летучая мышь" и застегивается по косой, что перекликается с кожаной курткой Терминатора, которая так же застегивается по косой.

 У неё джинсы с завышенной талией и бледно-розовый рюкзак. Нежные пастельные тона одежды и прическа с русым цветом волос делают её образ легким и незащищенным – словно кролик, на которого вышел огромный волк с железными зубами. Художник по костюмам мастерски передал хрупкость Сары Коннор, заставляя зрителя понимать всю опасность ее положения и ранимость.

Дома Сара Коннор продолжает демонстрировать модные тренды 80-х, закручивая рукава длинной трикотажной футболки на предплечье.

На футболке красуется рисунок легендарных Флинтстоунов – мультсериала, который транслировался с 1960 по 1966 годы.  В одной из сцен Сара появляется в розовой кофте со странным поясом поверх и юбке.

Видимо, художник по костюмам пытался придать актрисе Линде Хэмилтон более женственный вид, но андрогинная внешность актрисы плохо поддавалась таким коррекциям.  Неудивительно, что Сара вскоре снова выходит из дома в привычной для себя одежде: джинсах, ветровке с подплечниками и блузке розового пастельного цвета, покрашенной модной в то время техникой Tie-dye (разводами).

80-е годы оставили свой след не только на образе Сары Коннор, но и на представлении будущего в фильме.  Мода того времени, пропитанная духом активного образа жизни и аэробики, нашла свое отражение даже в постапокалиптическом мире. Вспомним комичный момент, когда Кайл Риз, будучи солдатом сопротивления, отправляется на миссию с повязкой на голове.  Этот аксессуар, так популярный среди любителей аэробики, выглядит совершенно неуместно в мрачном мире будущего. Создается впечатление, что Кайл Риз, прежде чем отправиться на войну, успел заскочить на утреннюю тренировку, а потом его накрыл Скайнет.

Пройдя час экранного времени, "Терминатор" совершает странный ритуал. В заброшенном здании он чинит себе глаз и неожиданно меняет футболку с набивным рисунком на простую серую.  Выходя из здания, он уже облачен в кожаную куртку "Perfecto", ту самую косуху, которая стала символом бунтарства и неформальной культуры. Эта куртка, как и его прежняя одежда, перекликается с темами военного прошлого, байкерской субкультуры, и противостояния системе.   

"Perfecto" - это вторичный бренд, созданный Ирвингом Шоттом, американским производителем одежды для мотоциклистов, чья история уходит корнями в 1913 год.  Первая модель этой куртки появилась в 1928 году, став пионером стиля "косуха".

Сам Шотт, русский иммигрант, назвал бренд в честь своей любимой сигары, что добавляет еще один слой к многогранному образу этой культовой вещи. 

Эта кожаная куртка с молнией по косой и металлическими деталями, изначально купленная для экономии бюджета,  в итоге стала неотъемлимой частью образа Терминатора, навсегда закрепившись в сознании зрителей вместе с Арнольдом Шварценеггером. "Терминатор" продемонстрировал, как простая вещь может стать культовым символом благодаря харизме актера и удачному визуальному решению. В контексте кино и моды, "Терминатор" запомнился именно этой курткой – лаконичной, брутальной и эффектной.

После победы над Терминатором Сара Коннор уезжает далеко, меняя свой городской стиль на одежду в духе хиппи. Натуральные ткани, свободные силуэты – всё говорит о желании сбросить груз прошлого и слиться с природой. Белая льняная блузка, просторное платье-сарафан из хлопка и повязка на голове создают образ молодой женщины, ищущей мир и гармонию.  Бесконечные природные пейзажи за окном лишь подчеркивают её стремление к новой жизни.  "Терминатор" запомнился не только своими спецэффектами и напряженным сюжетом, но и контрастными образами героини: от городской модницы до свободной души в одежде хиппи. А мы продолжаем наше путешествие по миру киномоды, исследуя стилистические решения в других фильмах. Не пропустите наши будущие обзоры – подписывайтесь на нас!