Лизи Кристль и ее Конклав
Лизи Кристль, немецкий художник по костюмам, номинированная на «Оскар» за фильм «Конклав», рассказала о создании костюмов для религиозного триллера Эдварда Бергера. Она вдохновлялась высокой модой, включая Balenciaga, и изменила традиционные облачения кардиналов, сделав их более тёмными и минималистичными. Её работа сочетает уважение к традициям с творческой свободой.

Лизи Кристль: Как художник по костюмам создала кардинальскую моду для фильма «Конклав»
Лизи Кристль, немецкий художник по костюмам, номинированная на премию «Оскар» за свою работу над фильмом «Конклав», рассказала о том, как она подошла к созданию костюмов для этого религиозного триллера, снятого режиссёром Эдвардом Бергером. Её работа над фильмом, который рассказывает о выборах нового папы римского, привлекла внимание зрителей и критиков благодаря тонкому сочетанию традиций католической церкви и современной модной эстетики.
Вдохновение высокой модой и переосмысление традиций
Новый фильм Эдварда Бергера «Конклав» начинается со смерти папы римского, но по-настоящему история оживает, когда кардиналы прибывают в Ватикан. Они собираются для участия в конклаве — процессе избрания нового папы, который можно сравнить с шоу «Pope Idol». В кадре, снятом сверху, в дворе Casa Santa Marta можно увидеть кардиналов со всего католического мира: трое из них курят сигареты, один приветствует другого с распростёртыми объятиями, словно мафиозный дон. Но ключевые игроки, те, кто борется за папский престол с разной степенью амбиций и страсти, выделяются своими невероятно стильными пальто. И за этими образами стоит Лизи Кристль.
Униформы всегда привлекали внимание Кристль, которая ранее работала над костюмами для фильма Бергера «На Западном фронте без перемен» 2022 года. Исследуя основы литургической моды для «Конклава», она изучила каждую пуговицу, каждый аксессуар и влияние церкви на облачения. Её заметки по этому проекту выросли до 300 страниц. После того как она освоила все тонкости, Кристль встретилась с религиозным консультантом Франческо Бономо, который объяснил ей: «Он помог мне понять, что есть правила, но между ними есть и пространство». Такой подход напоминает деконструкцию костюма: чтобы сделать это хорошо и сказать что-то новое, обширные знания дали Кристль творческую свободу и уверенность, чтобы внедрить свой собственный язык в церковные облачения. Серебряные и минималистичные кресты для либеральных кардиналов, золотые и украшенные — для консерваторов.
«Часть веры — это красота», — поделилась художник по костюмам, номинированная на премию Академии, рассказывая о своём вдохновении высокой модой и о том, как она переосмыслила церковные униформы по своему вкусу. Одним из источников вдохновения для неё стал Кристобаль Баленсиага, глубоко верующий католик, чьи дизайны были вдохновлены католической церковью. Когда Кристль посетила кутюрный показ Balenciaga в 2022 году, она сначала подумала отправить его Эдварду Бергеру, но решила, что это может быть слишком. Однако через несколько дней он сам прислал ей видео с того же показа. «Мы оба подумали об одном и том же, особенно о том, чтобы сделать что-то отличное от современного вида», — рассказала она.
Изменения в цвете и материалах
Кристль обратила внимание на телевизионную трансляцию конклава 2013 года, когда кардиналы шли процессией в Сикстинскую капеллу. «Это слишком оранжевое», — сказала она о цвете их одежд. «Когда я впервые приехала в Рим с Эдвардом, я показала ему оригинальные [образцы] и сказала: "Просто смотри на это 10 минут и заметь, что это делает с твоими глазами". Нам это показалось сложным». Это также означало, что она не стала работать напрямую с Gammarelli, официальным портным папы с 1798 года. Решение изменить цвет было для Кристль эмоциональным: «Он должен обнимать вас». Работая с текстильным художником Мари Хайцингер, она добилась более тёплого, с голубым оттенком красного, который на фоне мрамора создавал строгий эффект. С практической точки зрения, он также легче воспринимается глазами в течение двухчасового фильма.
В фильме кардинальские сутаны и облачения имеют более глубокий красный цвет и сделаны из более тяжёлой шерсти по сравнению с тем, что носят в реальной жизни. Объясняя это решение, Кристль сказала: «Нам не нравился вид текущего гардероба, поэтому мы изменили его, чтобы он выглядел проще, чище и минималистичнее, чтобы он выглядел проще, чище и минималистичнее. В Риме сейчас есть духовенство, которое носит что-то другое зимой или использует другой материал, так что не существует единого образа для всех. Для фильма мы хотели очень чистый вид для всех наших кардиналов».
Исследования и творческий процесс
Эдвард Бергер после своего оскароносного фильма о Первой мировой войне «На Западном фронте без перемен» в «Конклаве» сосредоточился на другом виде битвы, перенося зрителей в Ватикан в этом запутанном церковном триллере. После смерти действующего понтифика честный и беспристрастный кардинал Лоуренс (Ралф Файнс) получает задание созвать один из самых секретных ритуалов в мире — конклав, где более 100 кардиналов со всего мира заперты, пока не выберут нового лидера католической церкви. Вскоре собрание превращается в жестокую схватку за власть между либеральным лагерем, возглавляемым кардиналом Беллини (Стэнли Туччи), и консерваторами, такими как кардинал Тедеско из Венеции (Серджо Кастеллитто). Фильм был номинирован на восемь премий Академии, включая лучший фильм, сценарий, продюсерский дизайн и вторую номинацию на «Оскар» для немецкого художника по костюмам Лизи Кристль.
Лизи Кристль верно воплотила ватиканские реликвии на большом экране. Политический триллер Эдварда Бергера «Конклав», который показывает столкновение идеологий и личностей во время голосования за следующего папу римского, номинирован на восемь премий Оскар на церемонии в воскресенье, включая лучший фильм. Среди номинантов — Кристль, немецкий художник по костюмам, получившая вторую номинацию на «Оскар», которая адаптировала церковную моду — от серебряных крестов до красных сутан — слегка изменив её, чтобы лучше охарактеризовать сильные личности фильма.
Кристль поделилась своими мыслями о том, как она с уважением адаптировала — и отклонялась — от церковных традиций. Когда её спросили, что её привлекло в проекте «Конклав», она ответила: «Это, возможно, одна из самых секретных сред в мире. Получить шанс работать над фильмом об этом мире — с разрешением проводить исследования и находить свой собственный язык в этом мире — просто мечта».
Процесс исследования
На вопрос о процессе исследования для фильма и доступе к католической церкви и другим источникам Кристль пояснила: «Вам не нужно стучаться в дверь Ватикана, чтобы изучить этот мир. Эта религия имеет очень долгую традицию». Она добавила: «Если вы снимаете такие фильмы, речь не идёт о том, чтобы сойти с ума — дать кардиналу спортивный костюм. Мы поступили тонко: мы сдвинули этот мир и сделали его нашим миром — но действительно, действительно тонко. Подход всегда был с максимальным уважением».
Говоря о том, что она узнала из исследований и обсуждений с экспертами, Кристль отметила: «Католическая церковь — очень старая институция. Последний конклав проходил в 2013 году, и об этом есть масса материалов. Чем больше я изучала этот конклав и его историю, тем больше у меня возникало вопросов о смене цвета и ткани на протяжении истории. До появления синтетики были шерсть и лён, позже появился хлопок, но полиэстера не было. После промышленной революции вещи стали дешевле и доступнее. Также важно понимать, что не каждый кардинал приезжает из богатой епархии. Все эти факторы повлияли на их одежду и изменения с течением времени».
Влияние на восприятие религиозной моды
После работы над фильмом Кристль изменила своё мнение о религиозной моде. Она отметила, что её подход к созданию костюмов для «Конклава» был направлен на то, чтобы подчеркнуть индивидуальность персонажей через минималистичные изменения в традиционных облачениях, сохраняя при этом их историческую основу.