Семейка Аддамс: разбор костюмов фильма

Анализ стилистики костюмов в фильмах о семье Аддамс, их связь с характерами героев и сатирическим подтекстом.

декабрь 18, 2024 - 11:20
декабрь 19, 2024 - 20:22
Семейка Аддамс: разбор костюмов фильма
Семейка Аддамс

"Семейка Аддамс — вымышленная семья, созданная американским карикатуристом Чарльзом Аддамсом. Первоначально они появились в серии из 150 однопанельных комиксов, опубликованных в The New Yorker  между 1938 и 1988 годами.

Аддамсы — эксцентричный клан старых унаследованных денег, черпающая удовольствие из всего мрачного и необычного. Они не осознают или не беспокоятся о том, что другие считают их странными или пугающими. Имена членов семьи появились позже: Мортиша и Уэнсдей получили свои имена в 1962 году с выпуском коллекции кукол, а Гомес и Пагсли — в 1964 году с дебютом телесериала.

Художник по костюмам Рут Майерс адаптировала одежду для уже созданных до нее образов персонажей под моду 90-х годов. Не смотря на то, что она работала с уже придуманным до нее стилем, Майерс создала удивительные аллюзии, создав с помощью костюмов свою историю внутри фильма, доказав, что не зря была номинированной на Оскар за работу над сценическими костюмами. От платья Мортиши до костюмов Гомеса — эти наряды стали культовыми и вдохновляют до сих пор.  

Содержание

Мортиша Аддамс

Гомес Аддамс

Уэнсдей Аддамс

Другие члены семьи

Мортиша Аддамс: Эволюция образа и стиль в кино

"Мортиша Аддамс — одна из самых харизматичных героинь кино. С момента своего появления в комиксах Чарльза Аддамса, она стала символом готической элегантности и мистической привлекательности. Образ Мортиши эволюционировал от комиксов 30-х годов до наших дней.

Легендарный силуэт

Несмотря на легко узнаваемый стиль Мортиши, вряд ли кто-то сможет вспомнить детали ее одежды. В фильме "Семейка Аддамс" 1991 года она почти всегда утопала в полумраке или тени, оставляя зрителю лишь очертания фигуры, выраженное декольте, длинные черные волосы и макияж с акцентом на губы, ставшие главными атрибутами ее стиля. Этот визуальный прием создал вокруг нее некую дополнительную ауру загадочности. Вследствие вышеперечисленных причин основная и видимая зрителю работа над ее образом была в районе силуэта, опустив детали одежды Мортиши в тень. Черный цвет платьев был выбран из-за носимого персонажем фильма траура, став непременным атрибутом для этого мрачного стиля, подчеркнув готическую утонченность.   

 Аддамс

Эффектный прищур

Одной из характерных черт Мортиши является её "французский прищур", придававший персонажу  необычную привлекательность. В 90-е года индустрия кино не обладала современными возможностями и большинство подобных эффектов делали вручную. Актрисе прикрепляли к вискам язычки ткани, которые фиксировались резинкой за головой. Такой прием придавал героине легкую загадочную иронию, подчёркивающую её харизматичность.

Сложности создания образа

Создание образа Мортиши оказалось сложным не только для команды художников по костюмам, но и для самой актрисы. Чтобы добиться узнаваемого силуэта, Анжелике Хьюстон приходилось носить металлический корсет. Жесткость корсета делала его крайне неудобным — актрисе было трудно сидеть, и её буквально перемещали из гримерки на съемочную площадку. Несмотря на то, что корсет со временем становился податливее, актриса всё равно испытывала сильные головные боли, что очень осложняло работу.

Мортиша Аддамс


Для демонстрации деталей платья Мортиши мы обработали фотографию.

Костюм как ключ к образу

Визуальный стиль Мортиши строился вокруг элегантных и приталенных платьев, подчёркивающих её фигуру. Художница по костюмам Рут Майерс создала около 20 различных нарядов, учитывая особенности времени суток и ситуации. 

«У меня всегда была эта фантазия, что у Мортиши будет дневное платье, платье для обеда и платье для ужина. Это был всегда один и тот же силуэт, но они были немного более сдержанными на утро. К полудню она становилась более экзотичной, а к вечеру она была павлином, инкрустированным гагатом и прекрасным кружевом» (журнал *ELLE*).  

Выбранные художником по костюмам ткани и приемы освещения персонажа совместно добавляли загадочности образу, а тяжелые и фактурные ткани  подчёркивали драматизм. Одежда Мортиши украшались сложными декоративными элементами, такими как кружево, вышивка и гагат, как и полагается образу аристократки.  

Наследие Мортиши

Несмотря на все трудности, Анжелика Хьюстон сумела воплотить образ, который впоследствии стал культовым. Её исполнение наполнило героиню глубиной, а неповторимый визуальный стиль, разработанный художником по костюмам, стал эталоном готической моды. Мартиша навсегда останется одной из самых узнаваемых и вдохновляющих героинь кино.

 Хотя образы Мортиши и Уэнздей Аддамс стали культовыми и часто копируются, самый богатый и разнообразный гардероб в фильме принадлежит Гомесу. Это объясняется тем, что он является центральным персонажем сюжета, а также тем, что женщины чаще экспериментируют с одеждой. 

Домашняя элегантность Гомеса

Гомес предпочитает стиль, который объединяет комфорт домашней одежды с элементами аристократичности. Например, один из таких образов — бархатный смокинг вишнёвого цвета, с отделкой воротника, который Гомес носит, играя в гольф на балконе или же фехтуя на саблях. В сочетании с полосатой жилеткой и чёрной рубашкой создает ощущение неброской элегантности с нотками экстравагантности при выборе фактуры ткани, которая рисунком повторяет стиль его жены, делая их пару гармоничной в кадре. Выполненные из бархата или вельвета брюки и туфли завершают этот образ.

Семейка Аддамс

Отличительной чертой одежды Гомеса является использование тканей с лёгким отливом, характерных для южноамериканской моды, особенно среди мужчин итало-испано-португальского происхождения. Эти ткани придают его нарядам не только визуальную привлекательность, но и характерный вид. Такой подход позволяет создавать наряды, которые не кричат о ярких цветах, но тем не менее привлекают внимание за счет богатых текстур и глубоких цветов. В его гардеробе можно встретить темно-красную рубашку, которую он носит в сочетании с тёмным вельветовым пиджаком и шейным платком, завершающих образ аристократа.

Аксессуары и усы-карандаш

Ключевую роль в образе Гомеса играют также "аксессуары", в частности, усы-карандаш. Эти усы не просто подчеркивают его стиль — они добавляют образу нотку ретро-шика. Усы-карандаш часто ассоциируются с классической элегантностью и добавляются для создания образов с элементами иронии. Впрочем, усы могли появиться по другой причине. Образ Гомеса рисовался в 30-е года, когда такие усы были модными. В случае с современным  Гомесом, этот элемент идеально сочетает в себе юмор и изысканность, что делает его внешний вид запоминающимся.

Костюмы в кино Семейка Аддамс

Плюс четверки: спортивный стиль в моде Гомеса

Интересное место в гардеробе персонажа занимает элемент одежды, который был широко распространен в 1920-е годы — "плюс четверки". Эти бриджи или брюки, которые заканчиваются на 10 см ниже колена, позволяют больший комфорт и свободу движений по сравнению с традиционными бриджами.  

Костюмы в кино Семейка Аддамс

Эти брюки стали популярны в Америке после того, как принц Эдуард, ввёл их в моду в 1924 году.  

Гардероб Гомеса: экстравагантность и утончённость

В одной сцене Гомес и Мортиша идут к мошеннице-психотерапевту. Гомес надевает рубашку с хаотичным рисунком, который похож характером на рисунок на платья дочери. Случайно или специально, он приходит решать семейные вопросы с еле заметными признаками принадлежности к своей семье. Его рубашка сочетается с мягким галстуком, создавая странно любопытный контраст, что подчёркивает эксцентричность Гомеса. Галстук, как и другие элементы его одежды, выполнен в глухих тонах, что делает образ более сдержанным и формальным, не давая уйти в излишнюю пестроту.

В следующей сцене художник по костюмам делает переход от светской одежды Гомеса к домашней через полоски. Он снова появляется в полосатом пиджаке, но с главным "домашним" цветом — бордовым.

СЕМЕЙКА АДДАМС

Бордовый был одним из приоритетных цветов в гардеробе персонажа. Преобладание этого цвета диктовала мода 90-х годов, отразившись в России стилем "малиновые пиджаки".

Переход от повседневного стиля к более формальному и обратно, подчеркивает его стремление сохранить атмосферу домашнего уюта везде, при этом стремясь выглядеть безупречно везде. Этот баланс между небрежной элегантностью и светским стилем делает его образ не скучным и многогранным.

Танцы и вечерний стиль Гомеса

На танцах Гомес появляется в расшитом пиджакес белой рубашкой, что показывает его стремление следовать строгим канонам светского костюма, даже в неформальной обстановке.

вечерний стиль Гомеса


Здесь его галстук, более широкий и вечерний, придаёт ему дополнительную роскошь. Жаккардовый жилет, стилизованный под наряд жены, свидетельствует о гармонии их пары и взаимной связи не только в жизни, но и в стиле.  

Шаржированный русский стиль Гомеса

Addams

На одном из вечеров Гомес появляется в костюме, стилизованном под традиционный русский наряд. Этот неожиданный в фильме комплект одежды включает яловые сапоги, чёрные брюки с красными лампасами и красную рубашку-«косоворотку», которая украшена для "готичности" черными деталями на вороте и поясе, чтобы сохранить общую стилистику всей одежды в фильме. Шапка в стиле «Гоголь» или называемая в простонародье "пирожок" с вдавленным верхом, завершает русское вкрапление в фильм. В сцене, где Гомес и его брат танцуют танец «Мамушка», костюм становится важной частью общей эксцентричности их мира.

Шерстяное пальто и обувь в стиле принца Уэльского

После вечеринки Гомес вновь появляется в жаккардовом жилете, а затем, когда он и его семья ищут свою дочь, накидывает шерстяное пальто с воротником.

addams gomes

 Его обувь — классические туфли *оксфорды броги* — не только подчеркивают его стиль, но и отсылают к моде 20-х. Эти туфли были популярны у многих известных персон, в том числе у принца Уэльского Эдуарда, который был известен своим чувством стиля. Выбор Гомеса в пользу брогов ещё раз подтверждает его приверженность классической элегантности.

Непреклонность стиля Гомеса

Гомес не изменяет своему стилю даже после изгнания из дома. Его костюмы всегда изысканны, с вниманием к деталям, и даже в трудные моменты он не отказывается от элегантных нарядов. Все его пиджаки имеют характерную отделку тесьмой по краю воротника, что становится важной деталью его стиля. Единственный раз, когда Гомес появляется в белой рубашке в домашних условиях, — это счастливый финал их приключений, что символизирует завершение его странствований и возвращение к домашнему уюту.

Мужская элегантность в Семейке Аддамс

Костюмы других персонажей также не остались без внимания. Рут Майерс подчеркнула, что создание одежды для Гомеса Аддамса было отдельным вызовом.  
Гомес Аддамс, благодаря тщательно подобранной одежде в кино, создает уникальный образ, который сочетает в себе экстравагантность и сдержанную элегантность. Художник по костюмам фильма использует элементы стиля, которые не только подчёркивают его сложную личность, но и выражают важные аспекты характера через одежду персонажа. Это один из самых ярких примеров того, как сцена и костюм могут вместе создавать выразительный и многослойный образ.

Одежда Уэнсдей Аддамс: эволюция образа в кино

Уэнсдей Аддамс, сыгранная Кристиной Риччи в фильмах о Семейке Аддамс, стала примером уникального подхода к созданию образа через костюм. Её связь с темами смерти и тьмы нашла отражение в проработке гардероба, что подчёркивало её характер и особенности.  

Стиль Уэнсдей

Основным элементом гардероба Уэнсдей стало платье с хаотичным узором и воротником Берримор, которое стало ключевой деталью её стиля. На протяжении фильма персонаж носил несколько вариантов платья, схожих по силуэту, но с различными деталями, отражающими время суток и ситуацию в кадре.  

Стиль Уэнсдей

Художник по костюмам Рут Майерс отметила:  

«Я не хотела одевать её во всё чёрное, потому что она всё же маленькая девочка. К тому же другие персонажи уже слишком сильно утопали в черных тонах».  

Этот подход позволил сохранить баланс между мрачной эстетикой персонажа и его возрастом, добавив узор, который выделял Уэнсдей на фоне других членов семьи.  
Вся одежда Уэнсдей выполнена в общем стиле семьи Аддамс. Рисунок на ее платье, отделка платья Мортиши и пиджак из жатого бархата Гомеса - все они в итоге имеют одинаково построенный в разных техниках тип рисунка.

Стиль Уэнсдей

Бал как очередная точка пересечения стилей

На балу Уэнсдей одета в чёрное платье со свисающими рваными деталями на рукавах. Эта деталь имеется на одном из платьев Мортиши. А в сцене, где она заходит в одну из комнат, при осветлении изображение удалось увидеть повтор паутины на платье, как у ее матери. 

Стиль Уэнсдей

Одежда Уэнсдей была хорошо продумана и гармонировала с эстетикой фильма, органично вписывая ее как члена семейки Аддамс.  

Пагсли Аддамс

Пагсли Аддамс, сыгранный Джимми Уоркменом, стал узнаваемым благодаря черно-белой полосатой футболке с шортами.

Гардероб Пагсли представляет минималистичный подход к созданию запоминающегося образа в кино. Возможно образ Пагсли Аддамс стал прототипом для персонажей Траляля и Труляля в Алисе в стране чудес Бертона. Все те же полные персонажи, в полосатых кофтах и шортах и уже без челки, так как мода на такие стрижки давно ушла.
Учитывая то, что комиксы "Сейка Аддамс" создавался в 30-е года прошлого столетия, источником для вдохновления Паглси можно предположить излюбленную в те времена морскую одежду для детей.

Какую одежду носил Фестер

Дядя Фестер: Костюм дяди Фестера, которого играет Кристофер Ллойд, функционирует как своеобразная маскировка. Черное пальто с длинными рукавами и бархатным воротником, в сочетании с лысой головой, создает образ загадочного и немного пугающего персонажа. Отсутствие сложных текстур и деталей подчеркивает его минималистичный, но эффектный стиль. Исключение составляет костюм, надетый на балу "Мамушка", который служит ярким контрапунктом его обычному образу.

Одежда бабушки Аддамс

Бабушка Аддамс: В отличие от Фестера, костюм бабушки Аддамс (Джудит Малина) отличается насыщенностью деталей. Длинное черное платье украшено множеством мелочей, свободно спускающихся с него. Это не просто декор; функциональность костюма подчеркивает постоянную занятость бабушки кулинарией и поиском различных предметов. Эффект старины и наслоения времени усиливает образ мудрой, опытной женщины.

Одежда бабушки Аддамс

Дворецкий Ларч: Образ дворецкого Ларча (Карел Стрейкен) – это пример использования гротеска в костюме. Слишком маленький костюм, неправильно подобранный и сшитый, создает необычный, даже жутковатый эффект. Это подчеркивает его странную, не вписывающуюся в общепринятые нормы личность.

Маргарет Элфорд как Маргарет Тэтчер

Контраст между старым и новым миром ярко проявился в костюмах персонажей: готичные элементы, аристократический стиль и приверженность традициям в одежде семьи Аддамс символизируют "старый мир", в то время как строгая деловая одежда адвокатов отражает прагматичный подход "нового мира". Особо любопытным примером является Маргарет Элфорд, жена адвоката: её одежда и прическа, напоминающие стиль Маргарет Тэтчер, бывшей премьер-министра Великобритании, подчеркивают жажду власти и статуса, свойственный «новому миру». 

Костюмы в кино Семейка Аддамс

В некоторых моментах Маргарет Элфорд почти точно копирует одежду Маргарет Тэтчер: синий пиджак, зачесанные назад волосы, густая бордовая помада, серьги-клипсы и брошь. Этот стиль был популярен не только у неё, но и у других первых леди, например, Барбары Буш – жены американского президента Джорджа Буша, которая промелькнула на фото в одной из сцен фильма. 

Джордж Буш
Кадр из фильма "Сеймейка Аддамс" с фото 41 президента США Джорджа Буша старшего и его жены Барбарой Буш

Возможно, клетчатая юбка была добавлена, чтобы подчеркнуть британское происхождение персонажа и избежать путаницы с американскими политиками.

Детство Тэтчер было далеким от аристократии: ее деды были сапожником и стрелочником, а отец владел двумя бакалейными лавками в городе Грантеме. Получение пэрства в 1992 году стало символом ее официального признания аристократией.

Супруги-адвокаты, постоянно пытающиеся обогатиться за счет аристократической семьи Аддамс, выглядят как пародия на псевдо-аристократию. Финал фильма оказался пророческим: жена адвоката Маргарет Элфорд выходит замуж за члена семьи Аддамс, становясь аристократкой. Любопытно, что через год после выхода фильма, в 1992 году, Маргарет Тэтчер также стала членом Палаты лордов с присвоением пожизненного пэрства и титула баронессы Кестивена, словно предвосхищая судьбу своей "кинематографической" версии.

Штраусу тоже досталось

Сатира распространяется не только на английскую аристократию. Образ дирижера на вечеринке был явно вдохновлен колоритным внешним видом австрийского композитора Иоганна Штрауса.

Одежда и стиль психолога Мачеха Фестера

Мачеха Фестера предстает перед нами женщиной с непреклонным характером. Ее стиль одежды больше похож на мужской: пиджак, галстук и рубашка, выдержанные в моде 90-х годов, подчеркивают ее решительность. Массивность украшений – цепей и сережек – намекает на любовь к роскоши. А на груди персонажа сверкает большая брошь в виде сабли знаменитого пирата XVIII века Эдварда Тича (Черная борода), словно намекая на то, что истинный путь к богатству, по ее мнению, аналогичен пиратским грабежам.

Костюмы в кино Семейка Аддамс

Этот образ, на первый взгляд, простой и прямолинейный, может быть интерпретирован как иронический намёк авторов фильма. Выбор профессии психолога для мачехи Фестера неслучаен: многие представители этой профессии, увлеченные сомнительными теориями или даже мошенничеством, стремятся использовать свою "экспертизу" исключительно для личной выгоды.

Вспомним историю Анны Фрейд, дочери знаменитого кокаинового наркомана Зигмунда Фрейда. Она сумела втереться в доверие к Дороти Берлингам-Тиффани – дочери американского промышленника и фабриканта Тиффани. В 1925 году Дороти приехала в Вену, где попала под влияние Анны Фрейд. Последняя использовала самые грязные методы - игру на материнских страхах. Анна Фрейд убедила богатую наследницу в том, что ее маленький сын может стать гомосексуалистом и только она может его спасти. Для этого, конечно же, Анна Фрейд всегда должна была быть рядом с Дороти.

Майкл Бирлингейм, отец которого так пыталась "спасти" Анна Фрейд, с нескрываемым отвращением говорит о присосавшейся к богатой наследнице и втянувшая ее в свою секту Анне Фрейд. В фильме судьба мошенницы-психолога та же: её истинные намерения – завладеть богатством семьи – рано или поздно оказываются разоблачёнными.