Костюмы в фильме "Алиса в Стране Чудес": Анализ волшебства, гротеска и имитации
Анализ костюмов в фильме Тима Бертона «Алиса в Стране Чудес» через призму теорий Тодорова и Джексон. Рассмотрение элементов волшебства, гротеска и имитации в дизайне одежды.
Реализация фантастических миров, существующих в воображении людей, исторически осуществлялась через средства коммуникации, такие как язык и письмо. Эти миры в основном описывались в литературе, основанной на письменности. С наступлением эпохи визуальных образов в 19 веке, желание людей визуализировать фантастические миры стало более конкретным благодаря кино. Развитие компьютерной графики в современном обществе позволило еще более реалистично и детально воплотить эти фантастические миры, которые являются вымышленной реальностью.
Таким образом, исторические изменения в представлении фантастических миров отражают любопытство человека к невидимым существам или сверхъестественному миру, а также его стремление уйти от нестабильной реальности и тосковать по идеальному миру. Это что-то, что не существует в реальности, но всегда привлекало внимание людей.
Фантастичность, означающая визуализацию, в конечном итоге является представлением, формирующимся через столкновение реальности и потенциала. Если рассмотреть недавние исследования, связанные с этим вопросом, то в области архитектуры было проведено исследование формальных характеристик неправильной архитектуры, основанное на концепции литературной фантастичности Розмари Джексон. В области кино было проведено исследование фантастичности, проявленной в фильме Тима Бёртона "Алиса в стране чудес", на основе развития фантастической литературы и фантастичности в игровом кино и анимации, противопоставленной традиционному реализму 19 века.
Кроме того, в области моды были проведены исследования фантастичности в fashion-иллюстрациях, фантастичности в современной моде, а также фантастичности в костюмах для кино. Таким образом, исследования фантастичности проводились в различных областях. Однако исследования, основанные на литературной фантастичности, проводились в области архитектуры или кино, а в области моды анализировались костюмы для фантастических фильмов.
Исследования, проведенные в различных областях, в основном сосредоточены на анализе характеристик выражения фантастичности с точки зрения дизайна костюмов или иллюстраций. Поэтому исследовательская группа выбрала исследование, анализирующее костюмы в кино на основе литературной фантастичности, отличной от предыдущих подходов.
Данное исследование направлено на анализ костюмов в фильме "Алиса в стране чудес" (2010) режиссера Тима Бёртона, который является представителем кинематографистов, выражающих мир фантазий и бессознательного через визуальные образы. Исследование основано на теориях литературной фантастичности, предложенных Цветан Тодоровым и Розмари Джексон.
Основанием для выбора литературной теории фантастичности в качестве критерия анализа является то, что фильм Тима Бёртона "Алиса в стране чудес" основан на литературном произведении Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" (1871). Таким образом, смысл и характеристики литературной фантастичности, заложенные в тексте, находят отражение в содержании фильма. Это делает исследование и анализ различных аспектов художественности и выразительности фантастичности в костюмах фильма обоснованными и целесообразными.
Давайте исследуем костюмы, используя литературный анализ предшествующих исследований, опубликованных в академических журналах, монографиях, интернет-ресурсах и специализированной литературе, а также визуальном анализе кадров из фильма Тима Бёртона "Алиса в стране чудес".
Введение литературной теории фантастичности в область костюмов позволяет понять визуальные и эстетические характеристики моды с более широкой перспективы, предлагая новый подход к интеграции различных областей и переосмыслению мышления, что придает исследованию особое значение.
Выбор категорий «волшебство», «гротескность» и «имитация» для анализа сценического костюма в фильме «Алиса в стране чудес» — не случайность. Они идеально подходят для разбора визуального стиля режиссера Бертона и напрямую связаны с теоретическими работами Тодорова и Джексон о фантастике. Эти категории показывают, как одежда в кино создает волшебный мир:
Волшебство: Посмотрите на одежду Белой Королевы – блестящие кристаллы, необычные формы... Это настоящее волшебство! Такие детали создают атмосферу чудесного, непохожего на наш мир.
Гротескность: Обратите внимание на Красную Королеву и придворных – непропорциональные головы, искусственные части тела... Это и пугает, и одновременно смешно, всё как у Бертона. Этот гротескный стиль передаёт безумие и жестокость Андерленда.
Имитация: Одежда в фильме словно смешивает разные эпохи. Это не простое копирование, а игра со стилями, которая подчёркивает сюрреалистичность фильма и показывает связь фантастического мира с нашей реальностью.
В итоге, эти три категории – не просто удобный инструмент, а ключ к пониманию того, как Тим Бертон создал свой уникальный мир через костюмы актеров, отражая при этом идеи Тодорова и Джексон о фантастической литературе.
О фантазии и фантастической литературе
Фантазия происходит от греческого слова 'phantasie' (phantasia=воображение), означающего создание чего-то несуществующего через воображение. В средневековье французское слово 'Fantastique' означало "одержимый", "фантастический", "существующий только в воображении", "имеющий лишь следы материального существования". Это слово также использовалось для обозначения фантастических историй, таких как сказки и истории о привидениях, особенно тех, в которых центральное место занимают сверхъестественные существа.
Рассмотрение различных предшествующих исследований, связанных с фантазией, показывает, что некоторые определяют фантазию как проявление уникального воображения, присущего каждому человеку. Это воображение выходит за пределы восприятия внешнего мира через пять чувств и указывает на глубокое движение внутри человека.
Литературный критик Хьюм в "Фантазия и мимесис" утверждает, что фантазия является результатом смешения подражания (мимесиса) и воображения, стремящегося выйти за пределы ограниченного диапазона реальности.
Исследование Баек (Исследование фантастических элементов в романе Тони Моррисон «Возлюбленная»: деконструкция и подрыв доминирующего дискурса.) показывает, что фантазия возникает, когда основные принципы реальности переворачиваются. Она приобретает значение только тогда, когда разрушает и изменяет устоявшиеся представления.
Лютра Ж. Л. (Жизнь призраков. Фантастика в кино) определяет фантазию как искажение различных законов, управляющих реальностью. Другими словами, фантазия возникает внутреннем опыте человека как результат бесконечного творческого желания, выходящего за пределы согласованной реальности. Это включает в себя ценность внутренней реальности, обладающей уникальными и абсолютными характеристиками, и размытое положение между реальным и нереальным, внешним и внутренним миром, что оказывает сильное влияние на человека через визуальные формы.
Болгарский философ Цветан Тодоров является одним из ведущих исследователей фантастической литературы. В 1970 году он опубликовал книгу "Введение в фантастическую литературу". До этого несколько французских ученых, таких как Пьер Жорж Кастекс и Роже Кайуа, также проводили исследования в этой области. В их работах фантазия определяется как проявление сверхъестественных элементов в природном мире.
Однако Тодоров критикует эти определения за их чрезмерную широту, включающую почти все литературные произведения в категорию фантастической литературы. Тодоров утверждает, что простое появление сверхъестественных элементов недостаточно для определения фантазии, и предлагает более узкое и четкое определение.
Тодоров считает, что фантастическое произведение должно вызывать у читателя колебание между естественным и сверхъестественным объяснением событий. Это колебание создает особую неопределенность, которая и является ключевым элементом фантастической литературы. В отличие от сказок или научной фантастики, где сверхъестественные элементы принимаются как данность, фантастическая литература оставляет читателя в состоянии неуверенности, заставляя его задаваться вопросами о реальности происходящего.
Таким образом, теория Тодорова предоставляет более точное и глубокое понимание фантастической литературы, помогая отличить ее от других жанров и выделить уникальные черты, которые делают этот жанр особенным.
Тодоров описывает фантазию как сочетание удивления и страха, возникающее в момент, когда читатель не может определиться между естественным и сверхъестественным объяснением событий. Он утверждает, что фантастическая литература должна вызывать у читателя сомнение и неуверенность, поддерживая равновесие между реальным и нереальным. Тодоров также подчеркивает, что фантазия должна не только включать сверхъестественные элементы, но и вызывать у читателя чувство неопределенности и тревоги.
Розмари Джексон изучала фантастическую литературу и считала, что она отражает страхи и тревоги общества.
Она думала, что фантастика использует символы и метафоры, чтобы говорить о важных социальных проблемах, таких как неравенство между полами, социальные классы и политические разногласия.
Таким образом, теории Тодорова и Джексон помогают глубже понять фантастическую литературу. Они подчеркивают ее многослойность и способность выражать сложные эмоции и социальные проблемы через воображение и символы.
Тодоров упоминает, что фантастика является продолжением жанра ужаса и подчеркивает, что для включения в жанр ужаса сверхъестественные элементы должны появляться на заключительном этапе истории и быть интерпретируемыми в рамках естественных законов. Для включения в жанр чудес сверхъестественные элементы должны быть восприняты как нечто новое, что невозможно объяснить естественными законами.
Кроме того, Тодоров подчеркивает, что для восприятия фантастики читателем или зрителем необходимо колебание. Если склониться к одной из сторон, это перейдет в другие формы эмоций, такие как удивление или странность. Фантастичность возникает в момент колебания, когда читатель, привыкший к естественным и реальным вещам, сталкивается с чем-то сверхъестественным и неожиданным.
Таким образом, определение фантастики Тодоровым заключается в том, что фантастичность возникает в момент колебания между чудесным и странным, в неопределенном положении.
Розмари Джексон развивает теорию литературной фантастичности Тодорова, критически рассматривая его разделение на жанры ужаса и чудес. Согласно Джексон, литературная форма основывается на литературных терминах, и чудо является литературным жанром, но ужас не включается в литературную категорию. Поэтому она предлагает определять фантастику не как жанр, а как стиль, расположенный между чудесным и имитационным.
То есть, фантастика действует, объединяя элементы реалистичного имитационного стиля, показывающего объективный мир, и чудесного стиля, который переосмысливает реальные вещи и представляет их как нереальные. Другими словами, определение фантастики Розмари Джексон заключается в том, что фантастичность возникает в результате компромисса между чудесным и имитационным.
Таким образом, на основе теорий литературной фантастичности, предложенных Цветан Тодоровым и Розмари Джексон, фантастичность включает в себя характеристики чудесности, странности и имитации. Фантастичность не проявляется через одну из этих характеристик, а через гармоничное сочетание всех трех. Эти три характеристики были установлены в качестве критериев для анализа фантастичности в костюмах для фильма, и их можно представить в виде следующей таблицы.
Характеристика | Описание | Пример в костюмах |
---|---|---|
Волшебство | Элементы, вызывающие удивление и восхищение, не объяснимые естественными законами | Костюмы, выглядящие магическими или сверхъестественными (например, платье Белой Королевы) |
Гротескность | Элементы, вызывающие тревогу и неопределенность, нарушающие привычные представления | Костюмы с необычными формами и материалами (например, костюм Красной Королевы) |
Имитация | Элементы, имитирующие реальные вещи, но в искаженном или нереальном виде | Костюмы, напоминающие реальные, но с фантастическими изменениями (например, костюм Шляпника) |
Эти критерии помогают глубже понять, как костюмы в фильмах могут передавать фантастичность, сочетая в себе элементы чудесности, странности и имитации.
Фильм Тима Бёртона "Алиса в стране чудес"
Фильм "Алиса в стране чудес" основан на книгах Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" (1865) и "Алиса в Зазеркалье" (1871). Режиссер Тим Бёртон предложил свою уникальную версию этих произведений, создав новый фильм.
В интервью для Screencrave Тим Бёртон объяснил свои режиссерские замыслы. В отличие от предыдущих экранизаций, которые сосредотачивались на приключениях юной и незрелой девочки в воображаемом мире, этот фильм рассказывает историю 19-летней девушки из викторианской эпохи. Она проходит через обряд посвящения, чтобы стать взрослой. Главная героиня отправляется в путешествие по своему внутреннему миру, обретая зрелость и открывая скрытую силу, что ведет к её духовному росту.
Тим Бёртон не просто заимствовал содержание оригинала, но сохранил его сатирический дух, фантастическую структуру и характеры персонажей, создав совершенно новое кино. Одной из характерных особенностей фильма является сочетание живого действия и анимации, что позволяет увидеть уникальный и креативный мир режиссера, начавшего свою карьеру с анимации. Это также помогает разграничить реальный и фантастический миры в фильме.
Таким образом, фильм "Алиса в стране чудес" представляет собой сложное сочетание фантастической литературы, кино и цифровой анимации, создавая для зрителей гиперреалистичное зрелище.
Сюжет фильма начинается с побега главной героини Алисы от реальности, в которой она оказалась. В детстве Алиса каждый день видела сны о Стране чудес, но со временем забыла эти сны и выросла до 19 лет. После смерти своего отца, который мечтал о международной торговле, Алиса снова начинает страдать от странных снов. Она оказывается перед нежелательным предложением руки и сердца, колеблется и решает уйти в сад. Там она случайно встречает белого кролика в жилете с карманными часами и, преследуя его, падает в кроличью нору.
Кроличья нора становится границей между реальным и воображаемым миром. Проходя через неё, Алиса отправляется в странный и фантастический мир Андерленда. Там она встречает разных персонажей, таких как Безумный Шляпник, Чеширский Кот, Траляля и Труляля, а также сталкивается с Красной Королевой, которая жестко правит Андерлендом.
Алиса узнает, что по пророчеству она должна свергнуть Красную Королеву и вернуть мир и гармонию в Андерленд. В этом мире она находит своих старых друзей, которые помогают ей в её миссии. По мере того как она продвигается в своём путешествии, Алиса обретает уверенность в себе и начинает понимать свою истинную силу и судьбу.
В конце концов, Алиса сталкивается с Красной Королевой в решающей битве. С помощью своих друзей и новообретённой силы она побеждает Красную Королеву и освобождает Андерленд от её тирании. После этого Алиса возвращается в реальный мир, осознав, что её приключения в Андерленде помогли ей стать более уверенной и зрелой. Она решает взять свою жизнь в свои руки и следовать своим мечтам, несмотря на ожидания и давление общества.
Анализ костюмов в фильме Тима Бёртона "Алиса в стране чудес"
Фильм Тима Бёртона "Алиса в стране чудес" стремится более конкретно воплотить иллюзии фантастического мира, используя новые выразительные инструменты — визуальные и звуковые эффекты, основанные на текстуализированной фантастической литературе. Костюмы в фильме также играют важную роль в повышении эстетической ценности визуальных эффектов, так как в них заключена и растворена фантастичность.
На основе теорий литературной фантастичности, предложенных Цветаном Тодоровым и Розмари Джексон, были выделены три ключевые характеристики фантастичности: волшебство, гротескность и имитация. Эти критерии были использованы для анализа выразительных особенностей костюмов в фильме "Алиса в стране чудес".
Волшебство одежды в кино
Волшебство в костюмах фильма проявляется через элементы, которые выходят за пределы обычного и реального, создавая ощущение волшебства и невероятности.
- Костюм Белой Королевы: Её платье украшено сверкающими кристаллами и имеет необычные пропорции, создавая ощущение сказочности.
- Костюм Чеширского Кота: Его костюм включает элементы, которые позволяют ему исчезать и появляться, подчеркивая его магические способности.
Гротескность одежды в фильме Бертона
Гротескность в костюмах создается через элементы, которые вызывают чувство тревоги и неуверенности, нарушая привычные представления о реальности.
- Костюм Красной Королевы: Её платье имеет агрессивные и угрожающие элементы, такие как острые шипы и тёмные тона, создающие ощущение опасности.
- Костюм Безумного Шляпника: Его костюм включает элементы, которые подчеркивают его эксцентричность и непредсказуемость, такие как несоответствующие друг другу части одежды и яркие цвета.
Имитация в одежде фильма
Имитация в костюмах проявляется через элементы, которые копируют или пародируют реальные объекты или существа, создавая ощущение иллюзии и обмана.
- Костюм Гусеницы: Её костюм имитирует реальную гусеницу, но с фантастическими элементами, такими как человеческое лицо и руки, создавая ощущение сюрреализма.
Анализ костюмов в фильме "Алиса в стране чудес" показывает, как Тим Бёртон использует визуальные и звуковые эффекты для создания фантастического мира. Костюмы играют ключевую роль в передаче чудесности, жуткости и имитативности. Эти элементы помогают зрителям погрузиться в волшебный и загадочный мир Андерленда, делая фильм визуально и эмоционально насыщенным.
Волшебство одежды
В фильме "Алиса в стране чудес" волшебство проявляется через несколько ключевых аспектов:
Одежда на антропоморфных животных:
В фильме различные животные, такие как Белый Кролик, Чеширский Кот, Траляля и Труляля, носят одежду, что подчеркивает их антропоморфные черты и добавляет элемент чудесности. Эти животные разговаривают на человеческом языке и ходят на двух ногах, что ещё больше усиливает ощущение фантастичности. На изображении показан пример таких животных в человеческой одежде.
Этот аспект подчеркивает разрыв между реальным миром и фантастическим миром, где животные обладают человеческими качествами и носят одежду, что вызывает удивление и восхищение у зрителей. В реальном мире животные не обладают такими способностями и не носят одежду, что делает эти сцены особенно чудесными. Зрители, наблюдая за этим, понимают, что Алиса находится в мире, отличном от реальности. Одежда на животных и их способность говорить помогают зрителям воспринимать переход от реальности к фантазии. Эти элементы позволяют зрителям полностью погрузиться в фантастический мир, изменяя их восприятие реальности и позволяя наслаждаться новыми ощущениями и чудесами.
Преобразование женского образа в мужской через костюмы
Некоторые костюмы в фильме преобразуют женские образы в мужские, добавляя элемент неожиданности и чудесности.
Например Алиса, будучи женщиной, надевает доспехи рыцаря, чтобы сразиться с армией Красной Королевы. В викторианскую эпоху, которая служит фоном для фильма, Алиса изображается как слабая и хрупкая девушка. Однако в фантастическом мире она надевает доспехи, традиционно ассоциирующиеся с мужчинами, что символизирует её трансформацию в сильную и волевую личность. Этот костюм размывает гендерные границы и позволяет Алисе стать символом силы и мужества, что вызывает у зрителей смешанные чувства.
Таким образом, волшебство в костюмах фильма "Алиса в стране чудес" проявляется через антропоморфизм, создавая у зрителей ощущение удивления и восхищения. Эти элементы помогают зрителям погрузиться в фантастический мир, где возможны новые и неожиданные формы самовыражения и восприятия реальности.
Гротеск
Понятие жуткости можно найти в теории гротеска, которая возникла в области изобразительного искусства. Согласно Thomson (1972/1985), гротеск возникает из столкновения содержания, вызывающего страх, и игривого стиля выражения. Гротеск — это результат взаимодействия между объектом и субъектом восприятия, вызывающий сильные эмоциональные реакции.
Вольфганг Кайзер утверждает, что гротеск стремится контролировать демонические силы, а выдающийся русский философ Михаил Бахтин говорит, что гротеск превращает страх в смех. Эти теории указывают на то, что гротескность включает в себя преодоление психологических границ, связанных со страхом и тревогой.
Таким образом, гротескность на поверхности означает нечто странное и пугающее, но в глубине содержит элемент смеха. Это проявляется в крайних формах, которые не поддаются логическому объяснению в реальном мире.
В фильме "Алиса в стране чудес" гротескность проявляется через искажение и преувеличение тела, а также через объективацию тела и его искусственное преобразование.
Искажение и преувеличение тела:
Красная Королева изображена с непропорционально большой головой по сравнению с телом, что подчеркивает её тиранический характер и создаёт ощущение хаоса.
Рыцарь изображен с неестественно длинным телом, что подчеркивает неестественность и искажение тела.
- Эти искажения выходят за пределы привычных пропорций тела, создавая визуальный дисбаланс и разрушая устоявшиеся представления о теле. Это вызывает у зрителей сильные эмоции, такие как отвращение и страх, одновременно пробуждая смех и усиливая восприятие фантастического мира.
Объективация тела и его искусственное преобразование:
- Дворяне, окружающие Красную Королеву, украшены искусственными частями тела, такими как нижняя челюсть, нос, уши и грудь, что создаёт искусственное искажение тела.
- Эти преобразования невозможны в реальной жизни и придают гротескным персонажам игривый характер, смягчая их гротескность .
- Таким образом, гротескные элементы в фильме разрушают привычные представления о теле и создают новый, фантастический опыт для зрителей.
В итоге, гротескность в фильме "Алиса в стране чудес" проявляется через искажение и преувеличение тела, а также через объективацию и искусственное преобразование тела. Эти элементы создают у зрителей сильные эмоциональные реакции, разрушают привычные представления о теле и переносят их в фантастический мир, где возможны новые и неожиданные формы самовыражения и восприятия реальности.
Имитация
Имитация связана с понятием мимесиса (Mimesis), что означает копирование внешней реальности объектов. Человеческое творчество рассматривается как имитация сверхъестественного творения, в отличие от абсолютного и неизменного божественного творения, оно стремится к изменениям.
Польский философ Владислав Татаркевич в своей книге развивает концепцию имитации, упоминая философию Аристотеля, который расширил идеи Платона о мимесисе. Аристотель утверждал, что имитация включает не только копирование объектов в их естественном состоянии, но и их свободное преобразование. Этот процесс является одним из основных человеческих инстинктов и стремится к имитации природы, созданной высшим существом.
Таким образом, имитация стремится к воспроизведению сущностных характеристик оригинала и является проявлением человеческого творческого начала. Она также включает в себя стремление достичь идеального мира через копирование природы, созданной высшим существом.
В фильме "Алиса в стране чудес" имитация проявляется через использование костюмов, которые имитируют различные исторические эпохи, разрушая и сочетая их элементы.
Разрушение и сочетание исторических костюмов:
Костюм Красной Королевы сочетает элементы разных эпох: узкий корсет, характерный для раннего Нового времени, более современный воротник, рукава, напоминающие стиль эпохи Ренессанса, а также узоры в виде сердец.
Костюмы дворян, которые также сочетают элементы из разных исторических периодов: мужские костюмы с украшениями на плечах и узкими штанами, воротники в стиле барокко и ренессанса, женские костюмы, которые включают приталенные платья и пышные юбки.
Эти костюмы отражают различные исторические эпохи, что создает ощущение неопределенности и разрушает привычные представления о времени. В итоге, костюмы в фильме становятся уникальными и самодостаточными, выходя за рамки временных ограничений и представляя мир фантазий.
Различные способы выражения костюмов в фильме "Алиса в стране чудес" основываются на литературной фантастичности и предлагают открытый взгляд и новые направления для воплощения реального и фантастического миров. Характеристики литературной фантастичности, такие как волшебство, гротескность и имитация, проявляются в костюмах фильма, создавая у зрителей уникальные впечатления и переживания.
Теории литературной фантастичности:
Фантастичность включает в себя три основные характеристики: волшебство, гротескность и имитацию. Эти характеристики проявляются в костюмах фильма через различные способы выражения.
Волшебство костюмов фильма
Изменение размера одежды: Костюмы Алисы меняют свои размеры вместе с её телом, что подчеркивает её нахождение в фантастическом мире.
Антропоморфные животные: Животные, такие как Белый Кролик и Чеширский Кот, носят одежду и разговаривают, что добавляет элемент чудесности.
Преобразование образа: Алиса надевает доспехи рыцаря, что символизирует её трансформацию в сильную и волевую личность.
Гротескность персонажей
Искажение тела: Персонажи, такие как Красная Королева, имеют неестественно большие головы или другие искажения, что создает ощущение жуткости.
Искусственные части тела: Дворяне, окружающие Красную Королеву, носят искусственные части тела, такие как нижние челюсти и носы, что добавляет элемент жуткости.
Имитация
Сочетание эпох: Костюмы в фильме сочетают элементы из разных исторических периодов, что создает ощущение неопределенности и разрушает привычные представления о времени. Кто-то может захотеть назвать это сочетание эпох в одежде киногероев эклектикой. Важно заметить, что сочетание эпох может быть просто случайным смешением стилей, в то время как эклектика предполагает художественный замысел и стремление к целостности, созданной из разнородных элементов.
В заключение можно сказать, что костюмы в фильме "Алиса в стране чудес" играют ключевую роль в создании фантастичности. Через увеличение и уменьшение одежды, антропоморфизм, кроссдрессинг, искажение тела, искусственное преобразование и имитацию костюмов из разных эпох, фильм создает уникальный зрительский опыт. Это погружает зрителей в фантастический мир и позволяет им погрузиться в мир фантазии.